Артисты: Танок на Майдані Конго

tnmk.jpgОписывая историю ТНМК, мы четко разделяем её на два периода: до Нашей Эры, и Наша Эра.

До Нашей Эры. 1989-1997. Танцы на Новых Домах.

 Итак, харьковскую группу Новые Дома организовали 14 июня 1989 года Александр «Фоззи» Сидоренко и Константин «Котя» Жуйков. В трудовом лагере, обмениваясь текстами народно-дворовых песен они пришли к выводу, что можно попробовать написать что-то своё. И непременно записать. Через несколько дней имелся десяток композиций, которые попробовали записать в радио-рубке. К счастью, те записи не сохранились.

На закрытии лагеря состоялось первое выступление, после чего было решено с первого сентября собрать полную группу в школе № 11, где учились отцы-основатели.

Первый состав:
Александр Сидоренко — гитара, вокал
Константин Жуйков — бас
Дмитрий Семенко — барабаны
Иван Риков — гитара

Из-за того, что участники группы жили на микрорайоне Новые дома, решили так и назвать группу. Никто не был против. Далее был путь, традиционный для школьной группы: изготовление барабанной установки из школьной парты, разучивание баррэ и т.д. В сентябре того же 1989 года гитарист Иван Рыков на субботнике, вместо окрашивания футбольных ворот нарисовал на школьном тире надпись НОВЫЕ ДОМА ГР. На буквы УППА краски не хватило. Не хватило и ума это сфотографировать. Надпись прожила почти 20 лет. Рассмотрите — немного осталось.

На то время весь детский рок-н-ролл пасся возле Дворцов Пионеров. После поисков базы группа прошла прослушивание в самом крутом Дворце Ленинского Района, где и играла с 1990 по 1994 года. Интересно, что за забором располагалась музыкальная школа-интернат, где в то время учился игре на фаготе Олег Михайлюта.

Схема была такая: группа имела место репетиций и счастливую возможность выступать на мероприятиях Дворца Пионеров. Ради того нужно было раз в неделю изучать по одной популярной песне, чтобы не раздражать слушателей собственным репертуаром.

Среди композиций, которые пришлось изучать, припоминаются:
Наташа Королева — Гуляли как то мы с тобой
Наташа Королева — Желтые Тюльпаны
Владимир Пресняков-младший — Роковый концерт
Рондо и Владимир Пресняков-младший — Я буду помнить
London Beat — I ve Been Thinking About You
Guns'N'Roses — Don't Cry
Los Lobos — La Bamba (кстати, эта вещь играется до сих пор).

Во время выполнения La Bamba на вечеринке курсантов и чулочниц из ПТУ группа познакомилась со звездой ансамбля молочного техникума Эдуардом Приступой, после чего он сел за фортепиано в группе, которая уже называлась Танец на площади Конго.

Состав на тот момент:
Александр Сидоренко — гитара, вокал
Константин Жуйков — бас
Ярослав Веревкин — гитара
Эдуард Приступа — фортепиано, вокал
Максим Литвиненко — флейта, саксофон и другое
Дмитрий Семенко — барабаны

Инициатором смены названия стал флейтист Максим Литвиненко, справедливо подметивший, что в группе играют люди из разных районов Харькова и вообще нужно петь на английском и иметь английское же название. Среди песен, которые существовали на тот момент, играясь исключительно в ближайшем детском садике была «Танец на площади Конго». В книге «История Джаза» был красивый раздел об истории площади Конго. Вот он:

«Площадь Конго в Новом Орлеане — место, которое считается родиной джаза. Сначала это был рынок по продаже рабов, впоследствии — место их культурных соревнований. Храня свой африканский мелос и ритм, они родили на этой площади спиричуел и блюз, из которых потом вышли госпел и джаз.»
Овчинников Е. «История джаза»

Макс Литвиненко ухватился за этот фразеологизм и с того момента группа Новые Дома стала The Dance on the Congo Square Band или просто Танец на плащади Конго. Впоследствии выяснилось, что это название имеет много значений, но, заверяем, группа тогда этого не знала. Самый приятный момент встретился в роботе Патрикея Лисидзе «Краткая история музыки хип-хоп»:

«Сам по себе брейк-данс, конечно, не был новостью. Впервые он был описан в 19 веке в Новом Орлеане, как „kongo square dance“. На „Kongo Square“ собирались повеселиться и посоревноваться в танце рабы. Особенно распрягались они на ежегодном карнавале „Марди Грасс“ (существующем до сих пор), где устраивались даже командные соревнования по этническому принципу.»

Полностью прочитать эту вещь крайне необходимо вот тут.

В 1994 году группа серьезно села за запись первого альбома. Это состоялось благодаря слову «фьюжн». За всю историю группы никто так и не смог четко определить ее стиль. Ученик консерватории и джазмен Макс Литвиненко решил, что проще всё это называть «фьюжн» («Слово „фьюжн“ (сплав, слияние) так часто и под разными углами использовалось в течение 20 века, что стало почти бессмысленным. Ранний этап этого направления вернее называть термином „джаз-рок“.» Краткая история джаза для начинающих, Михаил Митропольский).

Никакого джаза группа не играла и не могла играть, но слово помогло. В Харьковской консерватории была студия звукозаписи, которой руководил святой человек Александр Вакуленко. Студия называлась «Saint Maybe Sound Factory», в честь харьковской группы «Saint Maybe» и представляла собой несколько комнат и два венгерских двуканальных магнитофона STM.

Отцы-основатели храбро пришли на студию, и, используя слово «фьюжн», заинтриговали Вакуленко. Когда тот понял, что это не фьюжн, было поздно — за 4 месяца был записан альбом «Локсли» (некоторые треки того периода — здесь). О том, что с ним дальше делать, никто не думал — готовили вторую пластинку.

В то время в консерватории учился Олег «Фагот» Михайлюта, который с удовольствием соглался «поиграть на фаготе вместе с ТНПК» на конкурсе «Юные звезды Харькова». Прозвище Фагот он получил в казино «777», где пытался стать крупье. Среди других стажеров был Александр Сидоренко. Там они и познакомились в 1992 году.

А в 1994 на канале УТ-3 начала выходить программа харьковской телекомпании «PRIVAT-TV» — «RAP-обойма», первая в СНГ программа о хип-хоп культуре. Вели ее друзья по консерватории Фагот и Флют. Через некоторое время к ним пожаловал с идеей рок-рубрики тот, кто получил имя Фоззи. Все, кто работал над программой, должны были называться на букву Ф. Рок быстренько проиграл, Флют уехал в Москву и Фоззи занял его место.

Что касается ТНПК, то группу бросало по волнам. Не закончив вторую пластинку «Sator Arepo Tenet Opera Rotas» (1995), начали третью «Худшее из» (1996) (некоторые тексты того периода — здесь). Все было интересным, но рядом бушевал свежий, не похожимй ни на что хип-хоп, который звал к себе. Вместе с Фаготом была осуществлена попытка подготовить рэп-альбом (тексты того периода — тоже здесь), но впереди была «Червона Рута». И всё очень быстро изменилось в конце 1996 года.

Подводя итоги первой части, заметим: группа Танец на площади Конго записала два с половиной альбома и имела все шансы остаться ярким фактом из биографии её участников. Не больше. За тот период в группе поиграло около 30 музыкантов. Некоторые оставались. С горячим желанием играть дальше.
Конец первой части.

Наша Эра. Мы - надолго!

1997.
В конце 1996 года в харьковских музыкальных кругах много говорили об отборочном туре фестиваля «Червона Рута». Предыдущий фест в Севастополе вышел громким, следующий — весной'97 в Харькове обещал пройти ещё лучше. Условия отборочного конкурса были простыми — 3 песни украинским языком.

В репертуаре ТНПК была одна украинская песня — «Чуваки», кавер на «Банана» харьковчанина Виталия Бодло, которого на «Privat TV» популяризировал актер Гоша Арнаутов («ЧИЗ»). Под воздействием незабвенных слобожанских саг в исполнении Арнаутова остаться русскоязычным было невозможно. Это было свежо, оригинально и гены били в барабаны: вот оно, вот оно! «Червона Рута» была грандиозным шансом и грех было не попробовать.

Первой оригинальной украинской песней ТНМК стала «Ото Таке». Приближался отбор, а третьей песни, необходимой для участия в конкурсе, не было. За два дня до отбора, за час группа собрала песню «Зроби мені хіп-хоп» и выставилась на конкурс двумя составами: ТНМК в рок-номинации и Ото Таке — в дэнс.

Разница была чисто декларативной и жюри под руководством худрука фестиваля Анатолия Калениченко выбрала ТНМК в танцевальной номинации. Представители управления культуры были против, но поезд тронулся. От Харькова в «Руте» принимал участие уже не Танець на площі, а Танок на майдані.

О фестивале «Червона Рута-97" написано много и ощущение всех, кто был там, одинаковы — это было самое величественное культурное событие в истории Украины. Все совпало — огромный бюджет, сильный состав участников, голодный до новой музыки Харьков. В результате группа получила 1 место в танцевальной номинации и приз за лучший шлягер фестиваля — «Зроби мені хіп-хоп» (что стало огромной неожиданностью, ведь ставка была на «Ото таке»). Фрагмент выступления на фестивале.

Состав ТНМК-97:
Олег «Фагот» Михайлюта — вокал, аранжировка
Эдуард «Диля» Приступа — вокал
Александр «Фоззи» Сидоренко — вокал
Константин «Котя» Жуйков — бас
Ярослав «Ярик» Веревкин — гитара
Александр «Зи» Зенькович — гитара
Леонид «Лёнька» Ермолаев — губная гармоника.

На выступление ТНМК приехал директор «PRIVAT-TV» Александр Голубчик и, зайдя в гримерную после выступления, пообещал снять клип на «Зроби мені хіп-хоп» (между прочим, в гримерной тогда разместили две группы — ТНМК и «Nameless» из Тернополя, в которых на бас-гитаре играл кое-кто по имени Игорь Пелых).

Клип снимался в течение полгода силами «PRIVAT-TV». Режиссером был Сергей Андрюнин при участии Фагота, операторам — тот, кто был на тот момент свободен от других съемок. Среди прочих снимал его и губной гармонист Леня Ермолаев, а его жена Яна сыграла главную героиню. Смотрим.

1998.
В начале 1998 года состоялся тур победителей «Руты-97» по Украине, во время которого группу оставил гитарист Александр Зенькович. Мечтая о гастролях, не все смогли пройти испытание ими. Жаль. Но во время выступления в Донецке с ТНМК впервые сыграл барабанщик группы «So» Виктор «Витольд» Корженко. И стало опять 7. Тогда же группа собственноручно напечатала тысячу промо-кассет, которые продавались в туре и потом очень помогли пиратам во время выпуска дебютного альбома.

Сразу по окончании тура началось перемещение ТНМК в Киев. Это опять возвращает нас к разговору о шансах. Реализовать их в Харькове было невозможно. Нужно было ехать в Киев и пытаться выйти в люди.

О бытовой стороне того периода вспоминать не будем, сосредоточимся на музыке и её продвижении. В апреле 1998 года группа начала сотрудничество с Алексеем Яковлевым, работавшим в хит-параде «12-2». С его помощью «Зроби мені хіп-хоп» удачно стартовал в телевизоре, группа начала дописывать альбом.

По контракту с «Червоной Рутой» все фестивальные записи оставались собственностью фестиваля. Песню «Зроби мені хіп-хоп» записывали 9 раз, с разными куплетами и вариациями, одна из которых каким-то образом оказалась в руках группы. Песню «Ото Таке» пришлось переписывать, а «Чуваки» удалось украсть=) В то время музыкальным продюсером фестиваля был Дмитрий Прикордонний (ныне — агентство «&Artists»), который сделал для репетиций группы бракованную копию на обычной аудио-кассете. Чтобы не смогли воспользоваться. Однако воспользовались: Фагот реанимировал запись.

Вторым клипом стал "Дибани мене". Денег на съемки не было, потому решали все своими силами — лепили собственноручно декорации, режиссером стал Фагот, а оператором — Лёня Ермолаев. Смета — 160 долларов с едой и напитками. И нет никаких сомнений, что это — самый дешевый клип в истории MTV Top-40.

Среди песен, которые были записаны еще в Харькове, нужно отметить Jazzy, в какой ТНМК впервые сотрудничали с джазовым пианистом Алексеем «Лёпой» Саранчиным и саксофонистом Дмитрием «Бобином» Александровым. Во время работы над общим треком было придумано название их джаз-бенда — «Схід Side».

Осенью 98го года дебютный альбом «Зроби мені хіп-хоп» был готов. За его выпуск взялась компания «Nova Records». Альбом состоял из песен и скитов — интермедий, которые стали фирменной чертой ТНМК. Настоящим ветераном конголезских скитов является Гоша Арнаутов, который украсил уже 5 пластинок группы. Альбом содержал словарик, в котором толковались сугубо слобожанские и придуманные группой слова. Пластинка получила одобрительные отзывы, кучу номинаций и призов, а Фагот, Фоззи и Диля — предложение «Червонной Руты» поработать над фестивалем-99. Как выяснилось потом, делать этого не следовало.

1999-2000.
Дело даже не в том, что фестиваль спокойно пробросил продюсеров, преподавателей и т.д., а во времени. Потому что время, которое следовало потратить на свою музыку, пошло на «Червону Руту». Конечно, опыт — это почти все, но к новому материалу ТНМК не приступали более полугода.

16 января погиб крёстный отец группы — директор телекомпании «PRIVAT-TV» Александр Голубчик. Альбом «Зроби мені хіп-хоп» посвящён его памяти.

В мае вышел клип "Зачекай" — результат первого сотрудничества группы с режиссером Виктором Придуваловым. Это видео активно ротировалось в Москве, и группа постепенно начала там выступать. В первую очередь следует вспомнить два международных фестиваля серии «RAP-Мusik», на которых ТНМК получили в 98м и 99м, соответственно, второе и третье места.

С началом клубных выступлений в Москве группа сменила свое звучание. Если в Украине по большей части приходилось выступать на крупных акциях, то в Москве — на клубных сценах («Китайский летчик Джаз-да», «16 тон» и другие). Соответственно, электронных звуков стало поменьше, живых — побольше.

Яркий пример программы тех времен — выступление в легендарном шоу Дмитрия Диброва «Антропология» на НТВ. Пересмотреть полностью его необходимо вот здесь.

По итогам 99 года группа стала «лучшим альтернативным проектом», получив «Золотую Жар-Птицу». Год спустя, на фестивале «Таврийские Игры», ТНМК опять получит эту награду.

В начале 2000 года из группы ушел губной гармонист Лёня Ермолаев и на некоторое время в ТНМК осталось 6 музыкантов. Но семерка — магическое число и уже летом на фестивале «Таврийские Игры» к группе присоединился её самый молодой участник — DJ Антон «ТонИк» Батурин.

Состав ТНМК-2000:
Олег «Фагот» Михайлюта — вокал, аранжировка
Эдуард «Диля» Приступа — вокал
Александр «Фоззи» Сидоренко — вокал
Константин «Котя» Жуйков — бас
Ярослав «Ярик» Веревкин — гитара
Виктор «Витольд» Корженко — барабаны
Антон «Тоник» Батурин — DJ

Летом 2000 года начались съемки следующего видео — "А море де?" — кавера на гениального Челентано. С появлением этой песни связана отдельная история — в 98 году у музыкального журналиста Виталия Бардецкого появилась идея сборника «Украинские версии классического диско». ТНМК сделали «Бомбини» на Мирей Матье. Проект притормозил, «Бомбини» вошли в альбом «Зроби мені хіп-хоп». Позже появилась «А море де?», но сборник украинских диско-каверов так и не вышел.

А песня стала одной из первых, написанных для альбома «Нєформат». Как и большинство пластинок ТНМК, «Нєформат» писался очень долго. Запись началась в 99ом,

2001.
а закончилась весной 01го. Впервые появились фьючеринги — Михей, Нина Матвиенко. В скитах рядом с каноническим Арнаутовим использовалась классика от Леся Подервянского и Николая Гоголя.

Альбом зримо отличался от юмористического цикла «Село и люди», на котором базировался «Зроби мені хіп-хоп». Группа поняла, где очутилась. Неслучайно пластинка начинается с провокационной «По радіо співали москалі», а заканчивается злой «По барабану». Трудно оставаться позитивным в негативной среде.

Название «Нєформат» в первую очередь является реакцией на ситуацию в украинском медиапространстве тех времен. Пребывая после «Червоной Руты» на подъеме, ТНМК столкнулись с неприятием медиа, в первую очередь — ФМ-пространства. Поэтому «По радіо співали москалі» — просто констатация факта.

Пока клип «А море где» монтировался и перемонтировался, вышел совсем другой ролик — "По барабану". Это клип-трейлер первого официального сайта, который в 2000 году рисовал Евгений Санников. До тех пор существовало несколько Фан-сайтов.

Премьера состоялась 16 февраля 2001 года. Очень приятным признанием его качества стали две премии — «Дизайн года-2001» и «Лучший музыкальный сайт года», которые www.tnmk.com получил на Первом Украинском Интернет-фестивале.

В мае вышел клип «А море где?», но группа жаждала видео принципиально другого уровня и осенью было снято еще 3 клипа. У каждого из них своя судьба. Как всегда в этой группе, непростая.

"Восени" придержали на следующую осень, "люба Люба" должен был выйти в декабре, но монтаж никому не понравился, поэтому его переделывал Виктор Придувалов, и переделал, но в январе. Вышло так, что почти одновременно презентовалось и "ПоRAPалося серце", что привело к некоторой путанице.

На исходе года вышел наконец и ”Нєформат”, судьба которого полгода решалась в переговорах с лейблом «Воля Музыка». Между тем в новогоднем эфире состоялась премьера рождественской «Той, хто…», которая вошла уже в следующую пластинку.

2002.
В начале года началась параллельная работа сразу над двумя пластинками — следующей номерной и сборником ремиксов & римейков ”ReФорматЦія”. Для этого альбома были записаны треки с группами 5nizza и Я и друг мой грузовик. Летом было решено, что первой выйдет «ReФорматЦія».

Группа много и часто играла, совмещая open-air в Украине с клубными выступлениями в Москве. Также можно отметить первое выступление в Польше — во Вроцлаве.

Виктор Придувалов перемонтировал «ПоRAPалося сердце» на ремикс Фагота "ЖуПан" и работал над «Восени», который считается лучшим клипом ТНМК и одним из самых сильных видео в истории украинской музыки.

Как и планировалось, клип вышел в начале осени. В то же время телеканал «Enter» предложил группе сделать документальный фильм об истории ТНМК. Так началась работа над долгостроем «Шопопалошоу».

2003.
То был год необычных проектов и чрезвычайных концертов. В начале марта вышла пластинка «ReФорматЦія». Немного позже прошёл премьерный показ двух первых частей документального фильма «Шопопалошоу».

В апреле группа сыграла эксклюзивный акустический концерт «Ноу Кипиш». Специально для этого было приглашено несколько сессионных музыкантов:
Григорий Махно («Second Breath») — губная гармоника
Лепа Тарасич («Схід-Sіde») — фортепиано
Салман Огли («Мандри») — перкуссия
Олесь Журавчак — сопилки

Летом группа записала несколько треков для нового альбома и определилась с его названием — «Пожежі міста Вавілон». Среди новых песен были «Вода» и «Вавілон», которые выбрал Виктор Придувалов для своего дебюта в кино — фильма «Свадьба Барби».

В августе группа снялась в этом фильме, исполнив «Воду» во дворе Баузкого замка под Ригой.

А 18 сентября был сыгран совместный концерт с Схід Side в клубе «44», во время которого была записана концертная пластинка «Jazzy». До конца года были дописаны «Пожежі міста Вавілон»,

2004.
но они вышли лишь в начале июня — группа ждала видео на «Воду», которое из-за технических проблем чуть вовсе не исчезло.

Год начался с конкурса на лучший рисунок к обложке нового альбома. Победил художник Дмитрий Гапчинский. Альбом был готов, начались переговоры, а Фоззи и Диля дописали свои дебютные сольные пластинки, MetaMoreFozzey и НеДіля.

В мае был готов первый в истории группы макси-сингл ”Вода/L’eau”, он стал украино-французским - группа готовилась к турне по Франции и записала несколько франкоязычных версий. В сингл вошел также эксклюзивный дуэт ТНМК&5nizza «En Automne».

Июнь стал наиболее насыщенным месяцем в истории ТНМК. Вышла «Вода», потом дебютный «НеДіля», команда ТНМК выступила в легендарном шоу «Ключи от форта Байар» и наконец стартовали ”Пожежі міста Вавілон”. Акустический концерт-презентация в киевском клубе «Бабуин» многими считается едва ли не лучшим живым выступлением ТНМК.

Далее был французский тур, потом феноменальный (честно) концерт в Харькове на Новых домах и… выход Дили из группы. Он решил сконцентрироваться на соло-проекте. Последнее его выступление в составе ТНМК — «Песни Свободы», 18 сентября, Европейская площадь Киева. На следующий день в Кировограде группа играла уже без него.

Оставаясь в дружеских отношениях, группа пожелала Диле удачи и всегда рада вытянуть его на сцену во время хорошого концерта=)

Потом были съемки в фильме ГАИ, который транслировался по всей стране на уроках по правилам дорожного движения и очередная клипова атака. За несколько недель во Львове с режиссером Тарасом Химычем было снято ”Та Ти Шо” и ”Арешт”. А в Киеве Фагот вспомнил режиссерское прошлое и снял ”En Automne” с 5nizza.

Первым стартовал «Арешт», затем — «En Automne». Той осенью вышли ещё две пластинки — ТНМК & Схід Side ”Jazzy. Live in 44” и ”MetaMoreFozzey”. Так что: макси-сингл, номерной альбом, который признан пластинкой года (music.com.ua), лайв и два сольника плюс четыре клипа. Отличный был год.

2005.
Помните размышления о магическом числе 7? С начала года в состав ТНМК официально вошел пианист Алексей «Лёпа» Саранчин и группа сразу начала готовить новый альбом. Это был первый случай, когда между номерными пластинками ТНМК было меньше двух лет.

В феврале группа выпустила клип «Та Ти Шо», потом Виктор Придувалов смонтировал из видео французских гастролей клип ”ТІкаю”. Премьера клипа состоялась на концерте «Jazzy» 12 апреля в киевском Молодом Театре.

Весной были записаны два неожиданных дуэта: «Нет ничего хуже» с Виа ГРА и бессмертная «Червона Рута» с Софией Ротару. Тогда же ТНМК начали на студии «Lemma» запись следующей номерной пластинки. Ее решили назвать «Сила». Одноименная песня была написана во Франции, то же касается и песни «Забув», которая была записана и представлена первой.

Июнь отмечен завершением более чем семилетнего сотрудничества с продюсером Алексеем Яковлевым. Причина проста — разные взгляды на развитие группы. С сентября ТНМК консультирует продюсерское агентство «&Artists».

В июле Фагот, Тоник и Фоззи снялись в эпизоде в фильме россиянина Руслана Бальтцера «Ненасытные». Летом группа плотно совмещала запись с гастролями, «Сила» была готова в начале сентября. Как и «Зроби мені хіп-хоп», этот альбом дуэтов не содержал.

Сначала вышел макси-сингл ”Забув”, клип снимал Виктор Придувалов, причём вместо камеры использовался мобильный телефон Nokia N-90. Первый клип в истории, между прочим.

Следующее видео, Гранули, снимал в Санки-Петербурге российский режиссер Александр Игудин. Одновременно с его премьерой вышел и альбом ”Сила”. По результатам опросов (music.com.ua, uaformat.com, ter-a.com) он стал пластинкой года.

2006.
В «ШоПопалоШоу» добавляется третья часть — над ней работает режиссер Кадим Тарасов. Этот год запомнился рекордным количеством концертов, группа выступила болем чем на 10 фестивалях в Украине и России. Что же касается звукозаписи, то тогда это были в основном всяческие кавер-версии для телевидения. Люди оттуда просто больны каверами. Серьезно.

В апреле на церемонии «ShowBizAward» группа стала лучшей в номинации «Hip-Hop and R&B». Летом Фагот озвучил Джонни Деппа во вторых Пиратах Карибского моря, группа сняла два клипа — ”Відривайся” (к фильму «Ненасытные») и ”Молодець”, который стал первой анимационной работой такого уровня в Украине.

Потом Ф&Ф записали серию радиоуроков Би-Би-Си «Рок-английский с ТНМК» и приняли участие у озвучке мультфильма «Теркель в Беде», записав также к нему два трека — Хто ти такий и «Паранойа». Симбиоз обеих песен вышел в качестве рекламного клипа к мульту. Эту тему продлил Фагот, озвучив одного из пингвинов в ленте «Веселые Ножки».

Осенью решили отпраздновать десятилетие нашей эры, подготовив юбилейное шоу «10 сезонов ТНМК». Это произошло 30 ноября. Специально к этому событию были переизданы все альбомы с эксклюзивными бонусами в серии «Limited Edition». На праздничном концерте был также презентован новый общий трек «Моя мама.», записанный вместе с давним товарищем группы Сергеем Сивохо. Прямо на сцене группа получила Золотой Диск от Moon records — «Сила» стала золотой, ее тираж составил 55 тысяч экземпляров.

Приблизительно тогда же вышел и второй сольный альбом Фоззи — ”Mono MetaMoreFozzey”. А в последние дни года были изданы два DVD: ”Танок на майдані Конґо. Виdeоклипы” со всеми клипами группы и долгожданный ”ШоПопалоШоу. История ТНМК в трёх частях” .

2007.
Юбилейную тему продлили и в следующем году — прошёл конкурс на отбор треков для сборника «Golden Hits», следующим шагом станет пластинка «ReФорматЦія-2», в которую войдут лучшие переработки перспективных музыкантов и диджеев.

18 февраля презентован «Молодец», Фагот стал голосом Джека Горобця и в третьих «Пиратах». На протяжении года шла подготовка к выходу альбома «ReФорматЦія 2», который стал самым масштабным релизом в истории группы. Но и до завершения работы над этим гигантом событий хватало. В апреле группа записала саундтрек к ролику-презентации общей заявки Украины и Польши на проведение чемпионата Европы по футболу-2012, в мае наконец-то сыграли в Ивано-Франковске (это был последний областной центр Украины, в котором ТНМК ни разу не играли, так что после этого белых пятен на карте Украины не осталось=)

Тогда же дирекция крупнейшего в Центральной и Восточной Европе фестиваля «Sziget» избрала ТНМК для выступления от Украины. Группа начала работу над абсолютно новыми песнями, которые войдут в следующую номерную пластинку, выход которой состоится после выпуска альбома «ReФорматЦія-2». В июне группа выпустила первый официальный бест — пластинку «ТНМК — Golden Hits, Vol.1» и презентовала свой новый официальный сайт, на котором вы сейчас и находитесь. В то же время был представлен и wap-портал wap.tnmk.com

В июле вышел клип-ремикс на песню пісню ТНМК vs Бангі Хеп — Гранули-міх, первый сингл из альбома ремиксов и римейков «ReФорматЦія-2». В то же время группа записала старинную народную песню «Пливе човен» для проекта реинкарнации стрелецких песен — сборника «Украинская Патриотическая Песня», инициатором которого стал Олег Скрипка. В августе группа сыграла на «Sziget», это выступление можно смело считать главным событием года. Впечатление от концерта — вот тут и тут. Специально к этому событию группа выпустила эксклюзивные футболки, которые получили только те, кто был на концерте.

В последний день лета Витольд стал отцом, на свет появился первый конголезский парень Жорик Корженко! В сентябре Фоззи дебютировал с авторской колонкой на крупнейшем украинском футбольном портале — football.ua. Позже она трансформировалась в его футбольный блог.

Все это время шла подготовка к съёмкам следующего видео — клипа «Мушу йти». В ходе поисков режиссёра группа остановилась на кандидатуре Фагота. Времени не было, так что Фагот вспомнил, как это делается и совместно с компанией FX Film ринулся в бой. Оператором клипа стал Слава Пилунский, который в прошлом многократно сотрудничал с группой (один «Восени» чего стоит). Это видео стало самым дорогим клипом ТНМК — 3 съёмочных дня, Крым, Киев. Премьера видеоклипа «Мушу йти» состоялась 11 ноября.

В октябре состоялся Djuice Music Drive Tour, во время которого группа подружилась с прекрасными Apollo 440, на концерте в Одессе это закончилось совместным исполнением незабываемой «Stadium Parking Lot». В том же месяце группа стала лицом первого украинского Интернет-мессенджера «Болтовня», а вот тут появился блог «ТНМК рекомендует», там участники группы делятся своими впечатлениями от новой музыки, книг, фильмов, игр и т.д.

27 и 28 октября группа приняла участие в юбилейных концертах Софии Михайловны Ротару в Кремлевскому дворце в Москве, после чего Фагот направился в Австралию, где в городе Перт вместе с программой «Высший пилотаж» («Новый Канал») присутствовал на этапе чемпионата мира «Red Bull Air Race» по высшему пилотажу на спортивных самолетах. Группа записала новую песню «Своє борони» для проекта телеканала «1+1» «Звезды в армии», съемки прошли в Хмельницком, в десантном полку. Тем временем режиссер Кадим Тарасов закончил монтаж документального фильма «ШоПопалоШоу-Sziget» из цикла «история ТНМК». Премьера состоится в начале 2008 года.

Тогда же Ф&Ф приняли участие у записи аудиокниги давнего друга ТНМК — арт-директора московского клуба «Китайский летчик Джао-да» Ирины Седовой. Она издала сборник стихотворений «Я продаюсь», прибавив к нему диск, на котором стихотворения читают друзья-музыканты. В начале декабря альбом «ReФорматЦія-2» был готов, за исключением трека Les Poupées Олега Скрипки. Параллельно стало ясно, что рекординг, с которым группа договорилась, не успеет напечатать диски до Нового года. Можно было презентовать пластинку, но в магазины она бы попала только после 15 января. Потому выпуск альбома был перенесен на начало следующего году, ещё и трек Les Poupées созрел. Всего собралось более 30 треков, потому решено было выпустить диск «ReФорматЦія-2», а вторую часть, «ReФорматЦія-2.2» ожидает необычная судьба.

Все это произойдёт уже в 2008м. Дальше будет.