Артисты: Наутилис ПомпилиусКогда-нибудь при составлении хронологических таблиц истории советского рока рок-критики, возможно, отметят 1988 г. как год Наутилуса. И действительно, в течение двенадцати месяцев эта прежде известная лишь знатокам магнитофонного рока группа из Свердловска впервые приехала в Москву, моментально смешав и перепугав все столичные табели о рангах, потрясла журналистов как официальных, так и независимых журналов, записала альбом в одной из наиболее респектабельных студий столицы, объехала страну, сопровождаемая шлейфом восторгов, скандалов и истерик, прошла через мучительные и подвергавшиеся детальному обсуждению всюду изменения в составе и, наконец, распалась ровно через год после своего триумфа на декабрьской Рок-панораме-87. Однако история НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС не начинается и не кончается его московской эпопеей. В 1978 г. студенты-архитекторы Слава Бутусов и Дима Умецкий организовали свою первую группу и записали на магнитофон свой первый альбом. Шли годы, менялись имена участников и названия их проектов, стиль и темы песен, но тандем Бутусов-Умецкий сохранял стабильность. В 1982 г. они стали НАУТИЛУСОМ, год спустя под руководством многоопытного Александра Пантыкина из УРФИНА ДЖЮСА записали альбом Переезд. В 1985 г. к названию добавилось слово Помпилиус (чтобы избежать путаницы с московскими тезками, которые по иронии судьбы вскоре сменили имя на ШАНХАЙ), а к дискографии - альбом Невидимка, который многие ценители считают их лучшей работой и по сей день. Успех начал подбираться к НАУТИЛУСУ ПОМПИЛИУСУ исподволь: бурный прием на I фестивале Свердловского Рок-клуба, альбом Разлука, совершивший переворот в умах молодых людей, впечатляющее выступление на академически респектабельной Ленинградской Музыкальной Весне рядом с уже тогда легендарным АКВАРИУМОМ, аплодисменты на фестивалях в Черноголовке и Подольске, наконец, Рок-Панорама... К этому моменту состав группы значительно расширился: к первоначальному дуэту Вячеслав Бутусов (гитара, вокал) и Дмитрий Умецкий (бас) в 1986 г. добавился клавишник Виктор Комаров, а затем - один за другим - Алексей Могилевский (сакс, клавишные, вокал), Алексей Хоменко (клавишные), Альберт Потапкин (ударные). В сентябре 1987 г. ушедшего в армию Потапкина сменил Владимир (Зяма) Назимов. В январе следующего года во время работы в студии Синтез с НАУТИЛУСОМ ПОМПИЛИУСОМ расстался Умецкий, которого заменил Виктор Алавацкий. Сначала на записях, а потом и на сцене основные гитарные партии за Бутусова начал исполнять звукооператор НАУТИЛУСА ПОМПИЛИУСА Владимир Елизаров, однако в августе на помощь ему пришел экс-гитарист УРФИНА ДЖЮСА Игорь (Егор) Белкин. Значительную роль в определении художественной концепции НАУТИЛУСА ПОМПИЛИУСА сыграл автор текстов Илья Кормильцев, чей своеобразный поэтический мир оказался необычайно созвучен нервной, хрупкой мелодике Бутусова. Еще в самодеятельную эпоху НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС стали героями нескольких короткометражных лент свердловского режиссера А. Балабанова. В 1988 г. другой свердловчанин, В. Хотиненко включил фрагмент выступления группы в свою ленту Зеркало для героя - по его воле именно на концерте НАУТИЛУСА ПОМПИЛИУСА должны были познакомиться главные герои. Примерно в то же время финская киножурналистка М. Мюккенен сняла документальный фильм Серп и гитара (Из России с любовью), центральное место в котором отвела именно НАУТИЛУСУ ПОМПИЛИУСУ. В августе 1988 г. Бутусов посетил премьеру фильма в Хельсинки, а месяцем позже вся группа совершила двухнедельное турне по Финляндии. И все же группа распалась. Изнурительные гастроли, закулисные махинации околоэстрадных дельцов и персональные проблемы превратили НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС в недееспособный организм, и 22 ноября 1988 г. Бутусов объявил, что увольняет всех музыкантов. Белкин вернулся к работе с Настей Полевой, Могилевский создал собственную Ассоциацию, а Хоменко и Елизаров организовали Студию НП, в которой не только реализовали собственные сольные проекты (в них, кстати, задействованы почти все экс-члены НАУТИЛУСА ПОМПИЛИУСА), но и занялись продюсированием других свердловских групп (ЧАЙФ, НАСТЯ, АГАТА КРИСТИ, САМА ПО СЕБЕ). В то же время Бутусов восстановил партнерство с Умецким и, укрывшись от назойливого внимания прессы на даче приятеля под Москвой, готовил новую программу, премьера которой была намечена на сентябрь. Летом они перебрались в Ленинград, где получили несколько заказов на музыку для театра и кино. В записи демонстрационной ленты им помогали гитарист ТЕЛЕВИЗОРА Александр Беляев и барабанщик ДДТ Игорь Доценко. В октябре 1989 г. ЦК ВЛКСМ объявил о присуждении НАУТИЛУСУ ПОМПИЛИУСУ премии Ленинского комсомола, но Кормильцев, официальный спикер группы, сообщил, что они отказываются принять ее. Последовали новые пертурбации, и вот, в ноябре 1989 г., Бутусов наконец сформировал новый ленинградский состав НАУТИЛУСА ПОМПИЛИУСА, в который помимо него и Кормильцева вошли А. Беляев (гитара), Игорь (Гога) Копылов (бас, Петля Нестерова) и Игорь Джавад-заде (барабаны, экс-АРСЕНАЛ). В 1990 г. НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС несколько раз выезжали в Западную Европу, выступали в США, записали концертный и приступили к работе над студийным альбомом. |